КРЕМЛЕВО

Есть на русском Севере деревня Кремлево. В грамоте царя Ивана Грозного о строительстве монастыря на озере Глубоком за 1546 год упомянуты деревни Чублак, Толстая, Зеленая, Чистая. Чистое - это общее название деревень Кремлевского куста. Происхождение название деревни истолковано Словарём живого великорусского языка В.И. Даля: «Кремлевник – хвойный лес по моховому болоту. Кремлевое дерево – дерево на краю леса, одиноко и на просторе выросшее, крепкое, строевое, здоровое. Кремь – лучшая часть заповедника, крепкий и крупный строевой лес в заветном бору». Речка, рядом с которой была основана деревня, получила название - Кремлевица.

В составе Кремлевской волости было три прихода: Спасский-Глубоковский, Кремлевский-Богородский, Ильинский-Глубоковский.

В середине 19 века в Кремлеве построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Кремлевская волость, в состав которой входили три прихода: Кремлевский Богородский, Глубоковский Спасский и Глубоковский Ильинский, находилась в северной части Кадниковского уезда и примыкала на западе к Каргопольскому уезду Олонецкой губернии, на севере – к лесам Архангельской губернии, на востоке – к Вельскому уезду. От своего уездного города она удалена на 180 верст.

В приходе Богородской церкви были 8 деревень: Кремлево, Тундриха, Чублак, Избное, Пархачевская, Кузминская, Шалимово, Дикая Зеленая. В клировой ведомости за 1900 год указано следующее:

«Церковь каменная в одной связи с такою же колокольнею, крепкая – одноэтажная пятиглавая, одна теплая и холодная. Утвари церковной достаточно: 1 серебряный и 2 медных креста, серебряная дароносица, серебряный потир. Притча по штату положено: настоятель и псаломщик. Земли при церкви 52 десятины, сеют рожь, овес, ячмень, горох, лен. Обработкой земли занимаются отчасти сами, имеют 3 лошади, 8 коров и телок, 5 овец. Дома у священнослужителей собственные. Руга не собирается, а по случаю Рождества Христова, Богоявления, Пасхи за славление прихожане платят рожью, овсом и печеным хлебом. Сторожка каменная. Кроме школы и кельи - две кладовые. Деревянные часовни в Кремлеве, Кузьминской, Чублаке, Дикой Зеленой.»

На должность церковного старосты был утвержден в 1884 году и исполнял её непрерывно 32 года дед моего деда Бажуков Иван Григорьевич (1850-1916гг.). За честную и усердную службу 9июля 1899 года он был награжден Похвальным листом, а 9 апреля1906 года Высочайше помилован серебряной медалью для ношения на груди. В 1916 году старостой стал его двоюродный брат Бажуков Арсений Александрович (1863-1930гг.). В1932 году церковь закрыли…

25 октября 2006 года вновь организован приход. Мы, кремляне, надеемся, что возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы будет скорым и он, как и столетие назад, будет центром духовной жизни нашего края. С благословения благочинного Вельского округа протоиерея Михаила Ходунова и при поддержке Коношских муниципальных властей в лице Серова С.В. прихожанами начато восстановление церкви.

Вот такой осталась она в воспоминаниях прихожан и потомков церковного старосты, один из которых, Калинин В.Г., был талантливым художником и оставил рисунки с изображением церкви в первозданном её виде. По ним и написана картина членом Союза художников Кравцовым Д.В.:

КРЕМЛЕВСКИЕ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в д. Кремлево Кадниковского уезда Вологодской губернии (в настоящее время – Коношского района Архангельской области) был построен старанием прихожан в 1863-1869 гг. с разрешения Святейшего Синода и освящен в канун Благовещения 6 апреля 1869 года благочинным священником Александром Шайтановым. Престол в храме один – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вологодской Духовной консисторией настоятелем храма был назначен священник Шайтанов Магистриан Александрович (1839г. - 3.03.1903г.). Из клировой ведомости Богородской Кремлевской церкви за 1900 год о нем известно следующее:

«Священник Магистриан Александров Шайтанов, 61-го года, природою Вологодской Епархии Кадниковского уезда Троице-Енальской церкви умершего протоиерея Александра Шайтанова сын. По окончании Философского класса в 1862 году по прошению уволен из семинарии со свидетельством в Епархиальное ведомство. 17 марта 1863 года определен наставником в Кремлевское сельское училище, а в 1864 году Преосвященным Павлом, бывшим Епископом Вологодским и Устюгским, рукоположен во диаконы к Городищенской Богоявленской церкви Устюгского уезда, в 1869 году тем же Преосвященным Павлом рукоположен во священники к сей церкви. За честную и усердную службу 11 марта 1882 года Епископом Феодосием награжден набедренником, а 1 апреля 1896 года награжден скуфиею. По разделению Благочиннического округа в 1886 году избран духовником второго участка.

В семействе у него:

Жена его, Анна Вассиановна, 59-ти лет 6-ти мес. Кадниковского уезда Глубоковской Ильинской церкви умершего священника Вассиана Жданова дочь.

Дети их:

Юлия, 31-го года 6-ти мес., находится в замужестве Важской губернии Тотемского уезда Юмдурской Петропавловской церкви за священником Виктором Дмитриевым Фаддеевым;

Пётр, 30-ти лет 6-ти мес., находится псаломщиком при Богоявленском Никольском Морском соборе в Санкт-Петербурге;

Александр, 28-ми лет 2-х мес., состоит преподавателем церковной истории во Владимирской духовной семинарии;

Ольга, 24-х лет 6-ти мес., находится в замужестве Новгородской губернии Кирилловского уезда Чуженской Варваринской церкви за священником Анатолием Иоанновым Щербаковым;

Иоанн, 21-го года 3-х мес., уволенный из второго класса Вологодского духовного училища;

Мария, 18-ти лет 6-ти мес., находится учительницей в Кремлевской церковно - приходской школе.»

24 июня 1870 года в д. Кремлево в семье Отца Магистриана родились сын Пётр. По окончании Вологодской Духовной семинарии в 1891 году Пётр поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. После четырехлетнего курса изучения богословских наук, 13 июня 1895 года Советом академии он удостоен степени кандидата богословия и утвержден в ней Высокопреосвященным Палладием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. 18 апреля 1896 года приказом обер-прокурора Священного Синода Пётр определен на должность помощника инспектора Вологодской Духовной семинарии.

Александр с 1892 по 1896 год обучался в Казанской Духовной академии, по окончании которой ему «присвоена степень кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания» и дано назначение на должность законоучителя сначала Тобольской, а затем Владимирской Духовной семинарии. В 1898 году Александр защитил диссертацию по теме «История пелагианства и пелагианская доктрина» и Советом Казанской Духовной академии удостоен степени магистра богословия. По собственному ходатайству братьям Высочайше разрешено сменить фамилию, о чем гласит выписка из №20 Церковных Ведомостей за 1897 год:

«Государь Император в 27 день марта сего года Всемилостивейше соизволил на разрешение помощнику инспектора Вологодской Духовной семинарии Петру и преподавателю Тобольской Духовной семинарии Александру Шайтановым именоваться впредь по фамилии Кремлевские».

10 июля 1897 года Пётр Кремлевский обратился к Высокопреосященнейшему Палладию Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому с прошением:

«Желая быть вблизи родной Духовной академии для научных занятий и надеясь на ваше милостивое Архипастырское снисхождение, осмеливаюсь почтительнейше просить Вас, Ваше Высокопреосвященство, о предоставлении мне новооткрывшейся вакансии псаломщика при Богоявленском Никольском Морском соборе».

14 августа 1898 года помощник инспектора Вологодской Духовной семинарии Кремлевский П.М. определен псаломщиком к Богоявленскому Никольскому Морскому собору и зачислен в запас армии. 9 июня 1899 года Пётр обвенчался в вологодской церкви Святых Жен Мироносиц с дочерью священника, девятнадцатилетней Анной Вениаминовной Камарашевой (16.02.1880г.-10.09.1951г.), которая прошла с ним долгий и трудный жизненный путь.

Протоиерей Кремлевский Пётр Магистрианович, духовный писатель, клирик Санкт-Петербургской и Ленинградской епархии, руководитель благотворительной и просветительской организации «Мефодиевское братство», член кружка 32 пастырей (1905год), участник деятельности религиозно-филосовского собрания (с 29 ноября 1901 года) служил в храмах Санкт-Петербурга почти 40 лет. Служба его началась и, спустя десятилетия, завершилась в Никольском Морском соборе. На основании высочайшего повеления от 10 июля 1900 года Никольский Морской Собор с его причтом с 22 июля 1900 года передан из Епархиального в Морское ведомство. Кремлевский П.М. 30 мая 1901 года отцом Протопресвитером военного и морского духовенства «для пользы службы» переведен на вакансию псаломщика к Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка.

23 января 1902 года Пётр обратился к Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с «покорнейшим прошением»:

«Разрешить принять на себя высокое и ответственное пастырское служение, почтительнейше обращаюсь к Вашему Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейший Владыка Архипастырь, с покорнейшею просьбой назначить меня священником при церкви святого священномученника Мефодия, что на Песках».

Список лиц, ходатайствующих об определении на вакансию настоятеля церкви святого Мефодия и законоучителя приюта при церкви, состоял из 13 человек. Санкт-Петербургским Советом детских приютов, состоявшим в Ведомстве учреждений императрицы Марии, 6 Февраля 1902 года принято решение утвердить Кремлевского Петра. Дело об определении псаломщика Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка кандидата богословия Кремлевского П.М. на священническую вакансию церкви Мефодиевского приюта в Санкт-Петербурге было рассмотрено консисторией (епархий) с 8 по 25 февраля 1902 года. 10 февраля 1902 ставленник псаломщик Пётр Кремлевский по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Антония рукоположен в дьякона Его Преосвященством Константином, Епископом Гдовским, при Богослужении в Соборе Александро-Невской Лавры, а 17 февраля того же года рукоположен в священника при архиерейском служении в Исаакиевском Кафедральном соборе.

Отец Пётр был настоятелем церкви Святого Мефодия Патарского на Суворовском пр. д.32 при детском приюте святого Мефодия 28 лет до ее закрытия в 1930 году. История этой церкви и названного по ней приюта для бедных детей связана с именем статского советника Мефодия Мироновича Молчанова (1824-1893г.), члена Кирилло-Мефодиевского братства и чиновника Министерства народного образования.

Разного рода братства, благотворительные, миссионерские и просветительные, действовали задолго до революции. Мефодиевское занималось благотворительской и просветительской работой, продолжало существовать и после 1917 года. Оно было зарегистрировано властями в 1919 году как «приходская братская община» и входило в структуру прихода. Его уставом требовалось: «Возможно чаще причащаться. Каждый день читать Евангелие. Утром и вечером стараться с глубоким вниманием выполнять молитвенное правило».

Несмотря на то, что общество было признано властями, 1 июня 1922 года Кремлевский П.М. был арестован за «принадлежность к нелегально организованному братству», но по постановлению от 18 августа следователя Петрогубревтрибунала из-под стражи освобожден под подписку о невыезде. 14 сентября 1922 года групповое «Дело Петроградских Православных братств» прекращено, подписка аннулирована.

Отец Пётр, руководивший приходским братством, насчитывавшим 3000 человек, был последним настоятелем церкви священномученика Мефодия Патарского. С 1930 года Отец Пётр – настоятель церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной; с апреля 1931 по июль 1932 года – Коневской часовни на Загородном проспекте, д. 7.

В июле 1932 года протоиерей Пётр Кремлевский возвратился в Никольский Морской собор и служил там до марта 1935 года.

В послереволюционном Петрограде-Ленинграде не прекращались аресты священнослужителей. Тяжелый удар по общине Никольского Морского собора был нанесен так называемым делом «евлогиевцев». Его сутью была целиком надуманная концепция ОГПУ – якобы в 1932-1933 годах в русской православной церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживающий во Франции Митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Митрополитом Сергием, «наиболее контрреволюционная» часть духовенства и мирян будто бы вступило на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на Митрополита Евлогия, белую эмиграцию и англиканскую церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии подобно английской. Аресты по этому делу начались 22 декабря 1933 года и продолжались до 26 января 1934года. В доме предварительного заключения оказались священники главных храмов города, члены последних уцелевших братств, прихожане и даже два епископа - Сергий и Валериан. Из 175 «евлогиевцев» 157 были арестованы. Они были осуждены Тройкой Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 25 февраля 1934 года. Кремлевского П.М. приговорили к трем годам ИТЛ условно.

В декабре 1934 года был убит первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М.Киров. Его гибель использовали для нагнетания широкомасштабной компании репрессий и террора. Она затронула все слои населения, но особенно пострадали духовенство и верующие. Церковные организации обвинялись в контрреволюционной, антисоветской деятельности. Гонения на них в 1935-1938 годах шли по нарастающей. Требовались новые жертвы для обоснования бесчеловечной концепции И.Сталина об обострении классовой борьбы в обществе по мере строительства социализма. Церкви отводилось место только в лагере противников этого строительства. В 1937 году председатель Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Е.Ярославский заявил, что «религиозные организации - единственные легальные реакционные вражеские организации», а другой член Совета, Ф.Олещук, писал: «Реакционные церковники действуют в одном направлении с троцкистско-бухаринскими шпиономи и диверсантами, с буржуазными националистами». В Ленинграде комиссией по вопросу культов в январе 1935 года был составлен план ликвидации за три года практически всех еще функционирующих храмов. В марте и апреле этого года произошло массовое выселение «чуждого населения» - так называемый «Кировский поток». В газетах сообщалось, что из города «выселено некоторое количество граждан из царской аристократии и из прежних эксплуататорских классов». Под последним, видимо, подразумевалось духовенство, так как его эта кампания коснулась прежде всего.

На совещании районных инспекторов по делам культов 21 марта 1935 года им дали указание о проведении массовой «чистки» среди клириков. К 15 апреля «чистка» духовенства была закончена: из оставшихся 429 священнослужителей Ленинграда и пригородов выслали в сельскую местность, на периферию, почти половину – 198 человек.

Эта акция напрямую коснулась и причта Никольского собора. Из его состава выслали 10 человек, в том числе и Отца Петра. Место его ссылки – Казахстан, г. Тургай, срок – 5 лет. Однако в 1936 году дело пересмотрено, установлено лишение права проживания в 12 населенных пунктах и разрешено жить в Рыбинске.

Умер протоиерей Пётр Кремлевский в Вологде 26 мая 1943 года. Его вдова, Кремлевская Анна Вениаминовна, 1 декабря 1948 года обратилась с прошением к Митрополиту Григорию за разрешением продления выплаты пособия, которое она получала от Совета Никольского собора, в размере 200 рублей в месяц. Ей было 69 лет. Вскоре ей была назначена пенсия от государства 75 рублей. Умерла она в возрасте 71 года, похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.

27 июля 1906 года у Анны и Петра родился сын Пантелеймон. 5 сентября его крестили в церкви святого священномученика Мефодия, Епископа Патарского, что при детском приюте на Песках, в Санкт-Петербурге, которая находилась на 9-ой Рождественской улице, д.8. Воспреемниками были священник Крестовоздвиженской церкви на Петербургской стороне Пётр Михайлович Фиников (учившийся с Кремлевским Петром в академии) и жена войскового старшины, атамана 2-го военного отряда Забайкальской области Александра Федоровна Эпова.

Кремлевский Пантелеймон Петрович профессор, доктор технических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института им. Д.И.Менделеева, Заслуженный метролог Российской Федерации жил и работал в Санкт-Петербурге. Он был не только эрудированным в области техники специалистом, но и всесторонне образованным человеком, хорошо знал мировую историю и культуру. Православная вера с детства была его путеводителем в жизни. Он считал, что только православная вера с её любовью к ближнему воспитывает истинный патриотизм, а православная культура помогла объединить и сохранить все народы России. Он умер 29 июня 1999 года, похоронен на Большеохтинском кладбище.

Кремлевский Александр Магистрианович (1872-1907гг.) после службы в Тобольской и Владимирской духовной семинарии был определен на вакансию законоучителя Ярославского Демидовского лицея. Русский православный богослов, священник, сотрудник Православной Богословской Энциклопедии, по словам Митрополита Антония «собиравшийся, но не решившийся принять монашество, умерший в молодости»… Тем не менее, его имя - в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

28 июня 1895 года Александр, будучи студентом Казанской Духовной академии, присутствовал одним из четырех поручителей на венчании своей сестры Юлии и Виктора Дмитриевича Фаддеева, священника церкви Тотемского уезда, которое состоялось в храме Рождества Пресвятой Богородицы в д. Кремлево.

Отец Петра и Александра, священник Магистриан умер 3 марта 1903 года. Похоронен он на приходском кладбище (старом, у церкви) в д. Кремлево. Панихиду служил священник Анатолий Щербаков, зять Отца Магистриана, муж Ольги.

Г. Санкт-Петербург март 2007 г.

Кузнецова Ольга Васильевна (в девичестве Бажукова) – прапраправнучка Бажукова Ивана Григорьевича, когда-то вместе с односельчанами безвозмездно построившего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Кремлево и прослужевшего церковным старостой более четверти века.


Напишите мне

Главная страница

Ссылка на Яндекс Карты



Hosted by uCoz