ЧЕМ ОПАСНА РЮМКА ВИНА.


(Воспитанникам семинарии)


Что вино есть яд, что оно разрушает человеческий организм, убеждать вас в этом нет надобности; вы сами хорошо знаете это. Но среди вас распространено, в высшей степени губительное заблуждение, что вино опасно только при .излишестве в употреблении его, в умеренном же виде оно не вредно для здоровья, не опасно и ничего, не доставляет, кроме удовольствия. Отсюда вы не понимаете строгости семинарского устава по отношению к употреблению спиртных напитков и негодуете, когда за одну-две рюмки вина человека исключают из семинарии и таким образом портят ему всю жизнь. Велика ли, рассуждаете вы, беда в том, что человек выпил рюмку вина, от которой он, конечно, думаете вы, не приобретет привычки к вину и не расстроит своего организма.

Рассуждающие подобным образом впадают в жестокое, заблуждение. Не будьте слепы и взгляните на обратную сторону медали.

Одна рюмка вина губит в человеке чистоту и непорочность, трезвенности, подобно тому как один какой угодно грех лишает человека невинности и кладет пятно на совесть. Одна рюмка вина знакомит человека со вкусом вина и ты, юноша, принимая ее в руку, подумал ли, что это знание вкуса вина может оказаться для тебя роковым? Ты видишь и знаешь, что некоторые из старших всю жизнь выпивают понемногу и не делаются ни пьяницами, ни больными, но не забывай, что не всегда так бывает: для некоторых знакомство с вином оказывается роковым и прямо смертельным. А ты почему думаешь, что, узнав вкус вина, ты останешься в числе лиц первой категории, а не второй? Разве ты можешь знать заранее, какие склонности у тебя обнаружатся, когда ты узнаешь вкус вина? Ты скажешь: я достаточно умен и обладаю достаточною силою воли, чтобы остановиться в пределах благоразумия. Вот самонадеянность поистине юношеская! Не будь слеп, смотри трезво и честно на окружающую действительность и ты увидишь множество несчастных алкоголиков, людей бесспорно умных, даже выдающихся. Разве одни глупые делаются пьяницами? А ты, только что коснувшийся края жизни, ручаешься за себя в будущем. Мировые гении часто не могли одолеть гибельной привычки к вину, губили свои дарования и жизнь, а ты на школьной скамье думаешь обладать силою воли большею, чем те люди. И она начали пить не бутылками и четвертями, а также скромными рюмками, и они надеялись остаться в границах умеренности, а когда вышли из этих границ, проклинали свой порок и судорожно, но бесплодно порывались освободиться от него, а вы ручаетесь на себя, за свой ум и волю!

Еще подумайте вот о чем. Обыкновенно среди вас выпивка происходит от скуки, ради веселья, для поддержания приятной компании. Но если вы уже в школьной обстановка скучаете и ищете веселья в вине, то подумайте, что ждет вас в будущем. Теперь у вас есть и книги, есть и товарищи, с которыми можно поговорить по душе и развлечься какою-либо безвредной игрой, теперь у вас хоть и не богатый кусок хлеба, но все-таки есть кусок, есть и свой угол. А впереди что вас ждет? Где вы возьмете книги, этих незаменимых друзей человека? Где вы найдете подходящее к вам по развитию и общественному положению общество? Разве вы не знаете той жизни сельского духовенства, какая ждет большинство из вас? Это – сплошной тяжелый труд для поддержания собственного существования, и не удивительно, что под бременем такой жизни множество людей спиваются и гибнут. А что может быть отвратительнее и ужаснее, как вид пьяницы священника, который поставлен светить людям евангельским светом? Если вы в семинарии рассеиваете скуку за рюмкой вина, то в будущем вам предстоит облегчать жизненное бремя не иначе, как именно запоем.

Прогонять скуку вином – унизительно для вашего достоинства. Я понимаю, когда от скуки пьет человек, живущий исключительно животными интересами, не имеющий никаких высших, интеллектуальных интересов. Среди самоедов оно – явление естественное; среди вас оно – явление уродливое, свидетельствующее о ненормальном и нежелательном для вас понижении ваших высших жизненных интересов. Вы очень немного, только ногтем коснулись того, что называется наукой, но уже и при этом прикосновении пред вами открывается столь величественный и светлый горизонт знания, который должен вызвать к себе глубочайшее и живейшее ваше внимание.

Вам доступно наблюдете картин минувшей жизни человечества. Вам доступны творения великих мыслителей человечества. Вам доступно истинное божественное откровение в свящ. книгах, т. е., самая истина, которой тщетно ищет человечество внехристианское. И ничто это не может увлечь и заинтересовать вас. Шекспира и Пушкина, чудные четьминейные сказания и Библию вы меняете на поганое вино. В вине вам больше удовольствия, чем во всем этом. Что же это такое? Есть ли в вас живая, разумная душа? Здоровы ли вы духом? Едва ли здоровы. Лечитесь от своего психического расстройства; это леченье в ваших руках, не надо звать докторов и тратиться на них. Одумайтесь только и боритесь за высшие интересы.

Как бы ни была скромна выпивка, она во всяком случай требует денег. У нас существует такой взгляд на деньги, по которому их можно тратить куда угодно, если они мои. Это жестокий, эгоистичный и нехристианский взгляд. Деньги налагают на нас великую обязанность – пользоваться ими свято и благоразумно. Рядом с нами много людей бьются из-за черствого куска хлеба, а мы будем считать себя вправе упиваться вином. Не есть ли это попрание всякой совести и всякой мысли о ближних? Не извиняйтесь, что пропиваете копейки. Дело не в копейках или рублях, а в принципе. Будете пропивать и рубли, если теперь пропиваете копейки.

Итак, опомнитесь, пока не поздно, и бегайте вина, как яда. Утвердитесь в мысли, что в высшей степени рискованно уже самое знакомство со вкусом вина, потому что от этого знакомства до пристрастия к вину – один шаг. Побороть простое любопытство легче, чем нажитую склонность, и потому, чтобы не дойти до склонности, боритесь с любопытством; забава таким развлечением, как выпивка, слишком рискованна; опасно шутить с огнем, а с ядом шутить - чистое безумие.

„Арх. Еп. Вед.

А. Кремлевский.

Извлечено из № 24 «Тобольск. Епарх. Вед» за 1900 г.

Тап, Тоб. епарх. Братства.

Hosted by uCoz